• Подпишитесь на нашу рассылку

  • ВИДЕО ДАРШАНЫ ШРИЛЫ БХАРАТИ МАХАРАДЖА

Шри Пурушоттама-маса-махатмья. Часть 3

Опубликовано: Октябрь - 7 - 2020

 

Соблюдение одних и тех же обетов/действий/врат в течение всех трёх месяцев: Пурушоттама, Картика и Магха

Во время Пурушоттама-масы уместно воздерживаться от сексуальных удовольствий, хранить целибат, спать на полу, есть на листовых тарелках, вкушать во время четвертой прахара-ямы.

  Шрила Махарадж: Даже в Картику и Магху необходимо соблюдать все эти правила.

Встав рано утром и завершив всю духовную деятельность до полудня, человек должен следовать всем этим предписаниям с преданностью, в сердце помня о Шри Кришне.

Врата бывает трех типов:

1. упаваса

2. накта (вкушать хавишьянну на ночь)

 Шрила Махарадж: Упаваса означает воздерживаться от еды. Если вы принимали только молоко или воду, считается, что вы не ели.

Накта — значит принимать только хавишьянну на ночь и ничего днём. Принятие хавишьянны приравнивается  к посту.

Еда один раз: Ешьте один раз днём или вечером.

Что бы мы ни приняли в качестве обета, мы должны вести себя во время враты соответственно.

Плод слушания «Шримад Бхагаватам» и соблюдения враты

В Пурушоттама-масу следует с преданностью слушать «Шримад Бхагаватам».

Шрила Махарадж: Не упоминается никаких конкретных тем [из «Шримад Бхагаватам»]. Некоторые обсуждают «Брахма-ставу», потому что благодаря этим молитвам Брахма освободился от оскорблений, которые он совершил, не понимая положения Шри Кришны как Верховного Господа.

  Преданным следует поклоняться шалиграма-шиле. Эта врата более славна, чем сто огненных жертвоприношений, потому что, совершив их, человек достигает райских планет.

  Шрила Махарадж: Совершив сто ашвамедха-ягьй, можно стать Индрой.

  Однако все святые места паломничества и все полубоги пребывают в теле того, кто соблюдает эту Пурушоттама врату.

Подношение лампады и плод от этого

В этом месяце следует считать своим долгом совершать дипа-дану (подношение лампады) для удовольствия Пурушоттамы Шри Кришны. Если человек богат и может себе позволить, ему следует предлагать лампады на чистом топлёном масле.

  Шрила Махарадж: Здесь нам придётся использовать термин «деши гхи». В противном случае далду (гидрогенизированный растительный жир) обычно называют «топлёным маслом». Но настоящее топлёное масло сегодня редко. Есть такие бренды, как «Everyday», «Sapnā» и т.д, и много видов гхи. [Но только топлёное масло, извлечённое из сливок молока коровы, вынашивающей телёнка мужского пола, считается чистым. Но и оно чисто, только если в него поместили траву куша на ночь.]

  Шрила Махарадж: Ингули — это плод цветка растения махувы (мадхуча длиннолистая). Этот фрукт измельчают с помощью деревянной мельницы для извлечения из него масла. Люди, живущие в горах, используют масло ингули. Оно похоже на топлёное, но без запаха. Иногда его смешивают с топлёным маслом. Ранее его использовали для изготовления мыла. В наши дни даже это стало дорого. Наружное применение этого масла полезно при переломах костей ближе к концу заживания. Я был удивлён, увидев, что в Хайдерабаде оно продаётся по высокой цене, поскольку в Бенгалии на него вообще нет спроса.

Позже он сказал, что аштанга-йога, брахма-гьяна, санкхья-гьяна и все тантрические практики не могут сравниться даже с шестнадцатой частью славы подношения фитильков (дипа-дана) в месяц Пурушоттама.

Такова слава дипа-даны. Однако оно должно выполняться с использованием топлёного или кунжутного масла, и если первое недоступно, например, если вы находитесь в лесу, то где взять топлёное или кунжутное масло? В таких случаях можно использовать масло ингули.

Особые действия на чатурдаши, навами и аштами тёмных двух недель

Валмики сказал: «О царь, с четырнадцатого дня (чатурдаши) Кришна-пакши (тёмные две недели), навами или аштами-титхи можно заканчивать (удьяпана) эту врату. Следует пригласить чистого преданного, однонаправленного брахмана, для совершения следующего обряда. Из пяти видов зёрен нужно создать для Господа прекрасное сидение (трон). Необходимо расставить четыре новых горшочка в четырёх направлениях мандалы (круга / обозначенной области) и с прити-каманой (желанием кришна-премы) положить плод баел (древесное яблоко)в каждый горшок, чтобы удовлетворить Господа Васудеву, Санкаршану, Прадьюмну и Анируддху, украсив их свежей тканью и положив листья бетеля. Затем рядом с горшком нужно установить Шри Радха-Мадхаву. Следует призывать Веда-Веданга-Парангата-Вайшнавачарьев (знатоков Вед). Воспевая имена Чатурвьюхи [Васудевы, Санкаршаны, Прадьюмны и Анируддхи], необходимо зажечь четыре лампады в четырех направлениях.

Мантры для аргхйи и намаскары

Затем вместе с женой предложите аргхйю с верой и преданностью, повторяя следующую мантру:

Аргхья мантра:

дева дева намстубхйам пурана-пурушоттама

грчанардхйам майа даттам радхайа сахита харе

 Шрила Махарадж: О Дева! Я преклоняюсь перед Тобой. Ты Пурана Пурушоттама! Пожалуйста, вместе со Шри Радхой прими мои подношения аргхьи.

Намаскара мантра:

ванде навагхана-шйамам двибхуджам мурали дхарам

питамбара дхарам девам са радхам пурушоттамам

 Шрила Махарадж: О Господь Пурушоттама! Чья кожа цвета свежего дождевого облака; чья двурукая форма держит флейту; Кто одет в жёлтую одежду (сверху и снизу); Кого сопровождает Шри Радха, мои поклоны Тебе.

Арати, дхьяна и пушпанджали мантра

После этого предложите кунжут в огненное жертвоприношение (тил хома) и проведите арати:

нираджаями девеша миндивара-дала ччавим

радхика-рамана премна коти-кандарпа-сундарам

 Шрила Махарадж:  Ты Радхика-рамана и Ты прекрасен как миллионы купидонов.

Затем дхьяна мантра

антарджйотир ананта-ратна-расите симхасане санстхитам

вамшинада-вимохита-враджавадху вриндаване сундарам

дхйайед радхикайа са каустубха мани-прадйотитора стхалам

раджадратна-кирита-кундала дхарам пратьягра-питамбарам

 Шрила Махарадж: Сказав эти слова, размышляйте о Господе и предложите Ему пушпанджали, а затем проведите поклонение, молясь:

науми навагхана-шйамам питаваса самачйутам

шриватса-бхасито раскам радхика-сахитам харим

  После этого предложите преданному брахману подношение «пурна-патру» вместе с дакшиной, а затем сделайте пожертвования. В это время предписывается раздавать «Шримад Бхагаватам» вайшнава-брахманам. Подарите брахману набор небольших металлических кувшинов и подайте прасад из сладкого риса, смешанного с топлёным маслом, и в конце завершите все обеты, которые вы принимали специально для этой враты.

[Продолжение остальной части статьи, опубликованной в «Лучах гармониста»]

Действия, запрещённые в месяц Пурушоттама

Все правила и предписания, касающиеся Шри Пурушоттама-враты, которые мы изложили выше из этих шастр, должны соблюдаться религиозно преданными людьми всех варн (каст). В заключении «Нарадия Пураны» говорится, что в святом месте Наимишараньи Шри Сута Госвами сказал собравшимся преданным следующее:

бхарате джанурасадйа пурушоттам-уттамам

на севанте на срнванти грхасакта нарадхамах

гатагатам бхаджанте ‘тра дурбхага джанмаджанмани

путра-митра-калатрапта-вийогад духкха бхагинах

асмин масе двиджа шрестха насаччхастрани удахарет

на свапет пара-шайайам налапет витатхам квачит

парапавадан на бруйан на катханчит кадачана

параннанча на бхунджита на курвита паракрийам

 «Даже родившись в Индии, низшие из людей остаются привязанными к семейной жизни, они никогда не слушают о славе Шри Пурушоттама-враты и не соблюдают её. Такие несчастные люди переживают страдания повторяющихся рождений и смертей, и печали, вызванные разлукой с сыновьями, друзьями, женой и другими родственниками.

О лучший из двиджей! В этот месяц Пурушоттама нельзя бесполезно обсуждать мирскую литературу или мирские стихи. Не следует спать на чужой кровати и заниматься мирскими чувственными удовольствиями. Не нужно критиковать кого-либо, есть продукты, приготовленные другими или выполнять действия, предписанные для других».

 Шрила Махарадж: В этом писании («Нарадия-пурана») все вышеупомянутые правила и предписания, касающиеся Пурушоттама враты, заслуживают поклонения и соблюдаются теми, кто занимается религиозной деятельностью [другими словами, последователями варнашрамы].

Обязательные действия в месяц Пурушоттама

виттасатхйам акурвано данам дадхйад двиджйатайе

видйамане дхане сатхйам курвано рауравам враджет

дине дине двиджендрайа даттва бходжанам-уттамам

дивасасйастаме бхаге врати бходжанам ачарет

индрадьюмнах шатадьюмно йауванашво бхагиратхах

пурушоттамам арадхйа йайур бхагавадантикам

тасмат сарва прайатнена самсевйах пурушоттамах

сарва садханатах шрештхах сарвартха пхала-дайаках

говардхана-дхарам ванде гопалам гопа-рупинам

гокулотсавам-ишанам говиндам гопика-прийам *

каундинйена пура проктам имам мантрам пунах пунах

джапан-масам найед бхактйа пурушоттамам-апнуйат

дхйайен-навагхана-шйамам двибхуджйам муралидхарам

ласат пита-патам рамйам са-радхам пурошоттамам

дхйайам дхйайам найен-масам пуджайан пурушоттамам

эвам йах куруте бхактйа свабхиштам сарвам апнуйат

 «Отказавшись от скупости, нужно раздавать пожертвования брахманам. Если человек остается скупым, даже имея богатство, его жадность станет причиной его падения в Раураву (один из видов ада). Каждый день следует кормить вайшнавов и брахманов лучшей едой. Человек, который следует обетам, должен принимать пищу в восьмой части дня. Индрадьюмна, Сатадьюмна, Яуванашва и Бхагиратха достигли самипьи (близкого общения с Бхагаваном), поклоняясь месяцу Пурушоттаме. Изо всех сил следует служить Пурушоттаме. Такое служение превосходит все виды садханы и исполняет все желания. В предыдущую эпоху Каундилья Муни неоднократно повторял мантру «говардхана-дхарам ванде». С преданностью воспевая эту мантру во время месяца Шри Пурушоттама, человек достигнет Самого Шри Пурушоттаму. Месяц Пурушоттама следует посвятить постоянной медитации на нава-гхана двибхуджа муралидхара питамбара Шри Кришну со Шри Радхой. Те, кто делают это с преданностью, исполнят все свои заветные желания».

_____________________

* Я поклоняюсь Гопалу, поднявшему Говардхан в форме гопа. Он — праздник Гокулы (гокула-утсава), Верховного Владыки всего (Ишвара) и Говинда, возлюбленный гопи (гопика-прийам).

 Шрила Махарадж: Витташатхьям — значит давать меньше, чем вы можете себе позволить. Это считается неуместным. Как миллионер, жертвующий рупию с четвертью! Раньше они давали всего пять с четвертью ан [1/16 индийской рупии]. Так делать нельзя.

Тот же царь Индрадьюмна, который установил поклонение Господу Джаганнатхе, совершал Пурушоттаму-врату. Каундилья Муни, долго повторяющий мантру «говардхана-дхарам ванде», был личностью,

Типы трансценденталистов: сваништха, параништхита и нирапекша

Есть три типа трансценденталистов: сваништха те, кто непоколебимы в своих обетах; параништхита — те, кто неуклонно следуют клятвам, которые они дают соответствующим ачарьям; и нирапекша — те, кто безразличен к двум вышеупомянутым типам обетов.* Все действия, упомянутые выше, в течение месяца Пурушоттама предписаны для трансценденталистов сваништха. Параништхитабхакты имеют право соблюдать Пурушоттама-врату в соответствии с правилами и наставлениями Картика враты, предписанными их ачарьями. Нирапекша-бхакты выражают почтение этому священному месяцу, ежедневно почитая шри бхагават-прасад с однонаправленным вниманием, следуя определённому распорядку шраваны и киртана шри-харинамы согласно своим возможностям.

_____________________

* Сваништха и параништхита бхакты обычно являются домохозяевами, а нирапекша бхакты отшельниками. [Сноска 2]

Следующее утверждение из «Вишну-рахасьи», которое является высшим наставлением «Шри Хари-бхакти-виласы», рекомендует:

индрийартхешв-асактанам садаива вимала матих

паритошайате вишнум нопавасо джитатманах

 «Те, чей разум был очищен с помощью бхакти, лишены склонности к чувственным наслаждениям. Сознание таких людей по своей природе чисто; поэтому они джитатма, обуздавшие свой ум. Именно благодаря своему бхакти, а не упавасе (посту) и другим подобным действиям, они очистились и теперь в любое время могут удовлетворить Шри Кришну».

 Шрила Махарадж: При любых обстоятельствах они доставят удовольствие Шри Кришне своей спонтанной преданностью. Пост и другие действия не могут стать причиной очищения их сердца (читты). Ништха экантика бхакт — в шраване, киртане, смаране, поэтому пост и другие общие правила не являются для них обязательными.

Естественная ручи (склонность) и обязательные действия экантика бхакт

Поэтому Шрила Санатана Госвами завершил свою книгу «Шри Хари-бхакти-виласа» следующими высказываниями для однонаправленных преданных:

эвам экантинам прайах киртанам смаранам прабхох

курватам парам-притйа критйам-анйан на рокате

бхавена кеначит прештхах шри муртер-ангхри севане

сйад иччйаишам сватантрена сва-расанаива тад-видхих

вихитешв эва нитйешу правартанте свайам хите

итйади экантинам бхати махатмйам ликхитам хи тат

 «Экантика-бхакты (однонаправленные преданные) Шри Кришны считают, что только шри-кришна-смарана и шри-кришна-киртан приносят наибольшее удовлетворение и являются наиболее ценной деятельностью. Как правило, они не занимаются никакими другими ангами бхакти, кроме этих двух, которые они культивируют с большой любовью и привязанностью. Их страсть к ним настолько сильна, что никакая другая деятельность не может пленить их. У них возникает сильное желание служить лотосным стопам Шри Кришны в определенном настроении. Поэтому они совершают служение Его лотосным стопам с настроением, благоприятным для их собственной расы, наряду с определённой независимостью (отказавшись от предписаний, которые неблагоприятны для их развития). Только это их видхи. Экантика-бхакты не обязаны следовать всем правилам и предписаниям, установленным риши. Естественное определённое настроение экантика-бхакты обычно преобладает. В этом их слава».


Шрила Махарадж: Смарана невозможна без киртана. [киртана прабхаве смарана хоибе, се кале нирджана бхаджана самбхава].  Экантика-бхакты не расположены делать то, что противоречит их естественной склонности — быть поглощёнными шри-кришна-смараной и шри-кришна-киртаном.

Адхи-маса дорог бхактам, поскольку в этом месяце их не беспокоит карма-канда

Бхакты соблюдают месяц Шри Пурушоттама согласно своему адхикару; это значит, что есть различия в настроениях сваништх, параништхит и экантика бхакт. Бхагаван Враджанатха Шри Кришна — повелитель этого месяца; поэтому адхи-маса дорог каждому бхакте. Кстати, по этой причине в этот месяц никакое нарушение карма-канды не может помешать совершению бхакти.

Сноска 2:

«Шри Бхаджана дарпана-диг-даршини-вритти», комментарий Шрилы Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа к шестому стиху «Шри Манах Шикши»:

Сваништхита садхака выполняет все свои действия в соответствии с правилами и предписаниями, установленными для служения и почитания Бхагавана.

Париништхита-садхака полностью отбрасывает правила и запреты, предписанные варнашрамой и непрестанно пытается доставить удовольствие Бхагавану Шри Хари.

Нирапекша садхака — отречённый.

87 Кол-во Просм

Комментарии закрыты.