• Подпишитесь на нашу рассылку

  • ВИДЕО ДАРШАНЫ ШРИЛЫ БХАРАТИ МАХАРАДЖА

Шри Пурушоттама-маса-махатмья. Часть 1

Опубликовано: Сентябрь - 17 - 2020

Шри Пурушоттама-маса-махатмья

[Шрила Махарадж зачитывает статью Шрилы Саччидананды Бхактивинода Тхакура «Шри Пурушоттама-маса-махатмья — слава месяца Шри Пурушоттамы». Одновременно он её комментирует; его пояснения выделены красным цветом. Эта статья изначально была переведена с бенгали на хинди и опубликована в «Шри Бхагават Патрике», 7 июня 5 июля, санкхья 4. Какая-та часть с хинди была переведена на английский и опубликована в журнале «Лучи Гармониста», лето 2001 г., № 8. Этот английский перевод был включён в статью представленную ниже.

  Хотя в данной статье содержится много информации о предписанных правилах и ограничениях во время Шри Пурушоттама-маса враты, Шрила Махарадж часто подчёркивал, что в течение месяца в основном следует сосредоточиться на шраване, киртане и вайшнава-севе, соблюдая при этом ограничения в еде, предписанные для месяца Картика.

Правка редакторов: дополнительный текст был включён в квадратные скобки для облегчения понимания контекста.]

 Шрила Махарадж: Что бы соотнести лунный календарь с солнечным, раз в два года восемь месяцев, шестнадцать дней и примерно четыре данды наступает месяц Пурушоттама.

  С точки зрения смартов [ярых последователей смрити-шастр], Пурушоттама-маса также широко известен как млеччха-маса или мала-маса [нечистый и осквернённый]. По соображениям смартов, в этот месяц нельзя совершать никаких благоприятных действий. Однако, с точки зрения вайшнавов, он очень благоприятен и чист, поскольку предоставляет хорошую возможность следовать [исключительно] бхагавад-бхакти, так как вся деятельность карма-канды временно приостанавливается.

Двенадцать солнц, называемых двадаша (двенадцать) адитья (солнц), правят двенадцатью месяцами в году. [Мы можем узнать об этом Калия-дамана-лилы Кришны.] После того, как Кришна победил Калия-нага, Он вышел из вод Ямуны. Сражаясь с Калией весь день в холодных водах Ямуны, Он задрожал от холода. Таковы Его сладостные игры. Итак, Кришна взобрался на холм, чтобы согреться под солнцем. В то время все двенадцать солнц пришли служить Господу. Поэтому это место стало известно как Двадашадитья-тила. После того как Кришна почувствовал себя несколько лучше, Он начал обильно потеть от тепла двенадцати солнц. Его пот скатился вниз и смешался с водами Ямуны. Место их слияния стало известно как «Праскандана-тиртха».

Вайшавы считают месяц Пурушоттама наилучшим, потому что в нём даже солнце — Сам Кришна; в это время полубоги вообще не управляют. Мы не можем этого понять. Например, в материальном мире, когда правит президент, работают ли какие-нибудь министры? Кто ведёт дела? Занимается управлением сам президент, и даже если главный министр может продолжать занимать свою должность, он не может править.

Так что с нашей точки зрения это очень благоприятный месяц. В нём следует обильно воспевать славу Господа. Соблюдая экадаши-титхи в этом месяце, человек освобождается и очищается даже от следов склонности заниматься благочестивой деятельностью (карма-кандой).

Два раздела шастр — смарта и парамартха.

Ведические арья-шастры делятся на две части: смарта (писания, основанные на смрити) и парамартха (трансцендентные повествования, основанные на шрути). Те, кто соответствуют требованиям (адхикари) к разделу смарта, не имеют никакой естественной склонности или вкуса к парамартха-шастрам. Мысли, принципы, деятельность и жизненная цель каждого человека строятся в соответствии с его ручи (склонностями). Обычно смарты принимают те писания, которые соответствуют их ручи. Обладающие большей адхикарой для смарта-шастр, не проявляют особого уважения к парамартхика-шастрам. Провидение является создателем этих двух направлений. Поэтому, несомненно, у поддерживающего мир должна быть скрытая причина такого устройства.

Насколько я понимаю, цель состоит в том, чтобы дживы последовательно продвигались в соответствии с уровнем сознания, оставаясь стойкими в своей адхикаре. Отклоняясь от адхикары, человек падает. В зависимости от деятельности живые существа имеют два вида адхикары: карма-адхикара и бхакти-адхикара. Пока человек следует карма-адхикаре, он обретает пользу из пути, указанного в разделе смарта. Когда он вступает в бхакти-адхикару, пренебрегая карма-адхикарой, он развивает естественную ручи (склонность) к парамартхике, трансцендентному пути.

Шрила Махарадж: Как в случае с образованием, которое проходит поэтапно, от начального уровня до продвинутого; углублённое или высшее образование бесполезно для ребёнка, потому что он не сможет его понять. Подобным образом карми не доступны темы, касающихся хари-бхакти; они понимают только карму.

Таким образом, провидение разделило шастры на два вида: смарту и парамартху.

Правила и предписания смарта-шастр связаны с кармой

Смарта-шастра установила различные правила и предписания, чтобы помочь человеку обрести ништху, стойкость, в карма-адхикаре. Во многих случаях игнорируя даже парамартха-шастры, чтобы помочь людям достичь определённой ништхи в таких правилах и предписаниях.

Шрила Махарадж: Другими словами, смарты не относятся к парамартха-шастрам. Об этом говорится в «Шримад Бхагаватам» (11.20.9):

тават кармани курвита

на нирвидйета йавата

мат-катха-шраванадау ва

шраддха йаван на джайате

«Пока человек не насытится кармической деятельностью и не пробудит в себе вкус к преданному служению с помощью шраванам киртанам вишнох, он должен действовать в соответствии с регулирующими принципами ведических предписаний».

Это означает, что человек должен действовать в соответствии с регулирующими принципами ведических предписаний до тех пор, пока он не разовьёт «нирведу» [полное безразличие или пресыщение]. Каковы симптомы нирвидьеты? «мат-катха-шраванадау ва шраддха йаван на джайате — до тех пор, пока личность не пробудит веру в шравану, киртану, смарану и так далее, она должна выполнять предписанные ей обязанности». Поскольку такой человек совершает карму, у него нет адхикара к хари-бхакти.

Что значит шраддха? Шраддха означает «судридха вишваса»

’шраддха’-шабде-вишваса кахе судридха нишчайа

кришне бхакти каиле сарва-карма крита хайа

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья 22.62)

«Шраддха — это постоянная твёрдая вера в то, что, занимаясь трансцендентным любовным служением Кришне, человек автоматически выполняет все второстепенные обязанности. Такая вера способствует преданному служению».

Некоторые люди действуют так, будто они обладают верой, но на самом деле это не так; их естественный вкус совершать карму (деятельность ради плодов).

В священных писаниях упоминается:

го-коти-данам грахане кхагасйа

прайāга-гангодака-калпа-васах

йаджнаутаь меру-суварна-данам

говинда-киртер на самам сатамсаих

«Даже если во время солнечного затмения человек пожертвует десять миллионов коров, проживёт у слияния Ганги и Ямуны миллионы лет или раздаст гору золота брахманам, он не получит и сотой части заслуг, обретаемых от воспевания Харе Кришна. Другими словами, тот, кто считает повторение Харе Кришна благочестивой деятельностью, полностью заблуждается. Конечно, это благочестиво; но в действительности Кришна и Его имя, являясь трансцендентными, намного выше всякой мирской благочестивой деятельности. Она осуществляется на материальном уровне, но повторение святого имени Кришны полностью духовно. Поэтому, хотя пашанди не понимают этого, благочестивая деятельность никогда не сравнится с повторением святого имени».

 Во время затмения в Каши можно жертвовать миллионы коров; или совершать калпавасу в «Праяге» в течение десятков тысяч лет. «Калпаваса» означает жить в хижине, построенной на песчаном берегу реки, совершать омовение трижды в день и принимать только хавишью. Меру-суварна-данам значит принести в жертву горы золота. Среди благотворительности наиболее благоприятной считается раздача золота. Вот почему в качестве пожертвования обычно следует предлагать золото, но в настоящее время оно стало редкостью, поэтому вместо него подносится канчана-мулья, то есть его эквивалентная стоимость. Если вы понимаете значение мантр, произносимых во время проведения таких ритуалов, становится ясно, что подношение золота в качестве благотворительности обязательно. Обычно люди верят в благочестивую деятельность. Однако говориться: «нахи тулйа нахи тулйя говинда нама — ни одно из вышеупомянутых благочестивых действий не может сравниться с [повторением] святого имени Говинда». Почему? Потому что, живя на берегу реки, занимаясь раздачей коров или золота и так далее, можно только подняться на небеса. Другими словами, в этой вселенной, состоящей из четырнадцати планетарных систем, в результате благочестивых поступков человек попадает на высшие планеты, где он сможет наслаждаться чувственными удовольствиями, намного превосходящими те, что доступны на земном плане. Однако имя «Говинда» приведёт на Говинда-дхаму.

Может ли пожертвование огромного количества коров привести человека на Говинда-дхаму? Могут ли бесчисленные погружения в Гангу отправить личность на Голока-дхаму? Никогда. Это невозможно. Ганга не обладает такими качествами. Но у людей такой вкус. Хотя внешне они могут не признавать этого, но в сердце они питают желание: «Позвольте мне однажды сходить в Харидвар и окунуться в Гангу во время Кумбха-мелы. Следующая возможность представится через двенадцать лет. Кто знает, смогу ли я отправиться тогда? Поэтому, я поеду сейчас». Другими словами, такой человек не утвердился в парамартхика-вичаре, он всё ещё прибывает в смарта-вичаре, хотя внешне он может быть одет как вайшнав.

На самом деле, хотя шастра одна, она проявляется в людях двумя способами. Если джива откажется от адхикара-ништхи, она никогда не сможет достичь блага. По этой причине шастры были разделены на две части: смарта и парамартха.

Шрила Махараджа: Был один джентльмен из Чакдахи [он верил в парамартхика-шастру]. Из шести братьев он был самым младшим и, по желанию других пяти братьев и сестёр, он был вынужден внести свой вклад в оплату церемонии шраддхи для умершего отца в соответствии с традицией смартов. Но он не одобрял такие обряды. Поэтому посоветовался со мной: «Я не удовлетворён тем, как провелась шраддха для моего отца, могу ли я выполнять её отдельно?»

Я ответил: «Конечно, можете. Если понятна суть, то ничего страшного, если вы проведёте её отдельно. Но только тот, кто имеет правильное видение, осознаёт что эти [парамартхика] методы направят умершую душу в правильном направлении. Предположим, чьи-то родители хотят поехать во Вриндаван, но их билеты на поезд забронированы только до Мугалсараи [станции, которая находится примерно в 400 милях от Вриндавана], поскольку их дети не могут позволить себе билеты до другой станции. Тогда они могут попросить кого-то: «Может ли вы милостиво организовать билеты для наших родителей из Мугалсарая до Вриндавана?» Предки, чья церемония шраддхи проводится в соответствии с традицией смартов, могут достичь только Сатьялоки [находящейся в материальном мире]. Но, выполняя шраддху по методам парамартхи, ушедшая душа получает возможность в конечном итоге достичь Голока-дхамы».

Часто, исходя из понимания смартов, церемония шраддхи проводится с намерением избавить предков от прета-йони (тел призраков) и дать им возможность вознестись на небеса. Что уж говорить о том, чтобы кто-то осознавал значение мантр, произносимых во время церемонии, никто даже не пытается их понять. Всё, что требует священник, проводящий церемонию шраддхи, исполняется ритуально, например, подношение (тарпана) и так далее. [Выполняя этот ритуал определённым образом, никто не знает и не беспокоится о том, достигнут ли умершие души высшего блага.]

  В Лудхиане есть один храм, в котором установлены Божества Шри Шри Радха-Кришны, но бхога не предлагается Им каждый день; подношения делаются только в некоторые праздничные дни. Однажды они праздновали Аннакута-махотсаву, и пригласили меня почтить прасад, но я отказался. Как я мог вкушать прасад там, где в него не верят? Я видел, как пришёл один мясник и начал готовить, даже не потрудившись помыть руки. Неужели Бхагаван жаждет такого подношения? Похож ли Он на нищего, который ничего не требует, но принимает всё, что Ему предлагают? Пандит из этого храма были известны проведением шраддх. Однажды, когда он только что совершил один из ритуалов, я спросил его: «Согласно какой Веде вы проводили церемонию шраддхи: Риг, Сама, Яджур?» Он ответил: «Я не изучал священные писания, но у меня хорошо получается проводить шраддху». Он использовал термин «мейн пада нахи, мейн кхада хух». Это означает: «Хотя я не изучаю писания, я безупречен в своей работе».

Далее я задал вопрос: «На протяжении скольких лет вы совершаете шраддху? На одной и той же тарелке из листьев вы предлагали подношения умершему отцу заказчика, его деду, а затем прадеду, даже не омывая лист. Будет ли ваш отец вкушать из вашей тарелки после того, как вы поели и вымоли руки?» Он промолчал. Тем не менее, и священник, и тот, кто заказывал церемонию остались довольны. Им было наплевать. Почему сегодня общество переживает такую деградацию? Из-за аначары, плохого поведения. Кто в наши дни изучает Священные Писания?

В Рамаяне, во время правления царя Дашаратхи, была такая сильная засуха, что даже воробей заметил: «Наш царь грешен, поэтому в царстве нет дождя, а деревья не приносят плодов. В результате нам приходится страдать от голода». Когда воробьи так разговаривали, самец воробей предупредил самку: «Помолчи! Царь приближается, он может убить нас». Однако эти слова услышал Дашаратха, и ответил: «Я не убью тебя. Всё, что она сказала, безусловно, правда. Таким образом, он не убил воробьёв. Но тот же Дашаратха, приняв по ошибке Шравану Кумара [который наполнял воду на берегу реки] за оленя, выстрелил в него стрелой шабда бедхи, которая на языке новой эры известна как ракета. Эта стрела запускается звуком и следует за целью, в конечном итоге поражая её. Таким образом, Дашаратха оказался повинен в грехе брахма-хатйи, стри-хатйи и других. [По ошибке убив Шравану Кумара, он оказался замешанным в брахма-хатье. Услышав известие о смерти сына, мать Шраваны Кумара мгновенно скончалась от горя. Таким образом, Дашаратха также оказался вовлечён в стри-хатью. В итоге, ему пришлось пережить разлуку со своим любимым сыном Рамой, также как родителям Шраваны Кумара, страдающим в разлуке со своим сыном. Эти события, одно за другим, вызвали череду происшествий для Дашаратхи Махараджа.] Вот как это бывает. Один грех порождает другой.

Адхи-маса (дополнительный месяц), также называемый мала-масой (нечистый месяц), лишён всех благоприятных действий

Разделив год на двенадцать частей, смарта-шастры выяснили, какие благоприятные религиозные действия можно совершать в течение этих двенадцати месяцев. Вся карма, религиозная деятельность, которая является частью системы варнашрамы, отводиться на двенадцать месяцев, оставляя дополнительный месяц (адхи-масу) лишённым любой благочестивой активности. В адха-масе нет религиозных обязанностей. Чтобы сохранить лунные и солнечные месяца в соответствии друг с другом, необходимо включать один месяц каждые 32 месяца. Имя этого месяца адхи-масса (дополнительный).* Смарты отказались от этого дополнительного месяца, считая его плохим. Они дали ему такие названия, как мала-маса (нечистый), кора-маса (месяц воровства) и так далее.

_____________________

* В «Шри Сурья Сиддханте» сказано, что на одну маха-югу приходится 1 593 336 дополнительных месяцев и 51 840 000 солнечных. Следовательно, есть один дополнительный месяц спустя каждые 32 месяца, 16 дней и 4 часа солнечного календаря.

С точки зрения парамартха-шастр, адхи-маса наивысший и благоприятный для хари-бхаджана

С другой стороны, самая почитаемая парамартха-шастра провозглашает адхи-масу самым выдающимся месяцем для трансцендентной деятельности. Поскольку жизнь в этом мире временна, не следует бессмысленно проводить какую-либо её часть. Дживе необходимо постоянно в каждый момент, заниматься хари-бхаджаном. Таким образом, адхи-маса, который проводится раз в три года, должен быть использован для обретения блага в хари-бхаджане. Это действительно глубокий смысл парамартха-шастр. Несмотря на то, что карми думают, что в этот месяц не нужно проводить благоприятных действий, парамартха-шастра считает этот период наиболее благоприятным для хари-бхаджаны, освобождения всех джив. Параматха-шастра утверждает: «О джива! Почему во время этой адхи-масы вы ленитесь в хари-бхаджане? Сам Шри Голоканатха утверждает, что этот месяц наилучший. Он превосходит даже очень благочестивые месяцы Картику, Макху и Вайшакха. В это время вам следует совершать арчану Шри Шри Радха-Кришне согласно особым предписаниям и настроениям для бхаджана. Тем самым вы достигнете всех видов совершенства».

94 Кол-во Просм

Комментарии закрыты.