• Подпишитесь на нашу рассылку

  • ВИДЕО ДАРШАНЫ ШРИЛЫ БХАРАТИ МАХАРАДЖА

Тиробхава Харидаса Тхакура Часть 2

Опубликовано: Август - 31 - 2020

Милосердие к преступникам

   Поскольку Харидас Тхакур воспевал Святые Имена, правители яваны предупредили его: «Ты должен отказаться от повторения Святого Имени, иначе будешь сурово наказан избиением палкой до смерти на 22 рыночных площадях». Не на одном рынке, а на 22 рыночных площадях (так как это был большой город), чтобы донести послание массам: «Несмотря на то, что Харидас родился в чистой семье яванов, он принял дхарму индусов и повторяет харинам, таково наказание, которому человек должен подвергнуться за такой грех». Почему Харидас не страдал от вынесенного ему наказания? Он был благодарен: «Я общался с противниками коров и брахманов, и поэтому по сравнению с этим великим грехом это наказание совсем незначительное. Я должен был понести более суровое наказание». Когда его попросили перестать повторять имена, он сказал: «Даже если моё тело будет разорвано на части и жизнь покинет его, я все равно не смогу отказаться от повторения Святого Имени».

   Итак, ему было назначено это наказание, но он не умер. Некоторые умоляли солдат: «Пожалуйста, не бейте его так! Мы дадим вам деньги, если вы будите ударять его с меньшей силой». Но мужчинам было приказано забить его до смерти. В конце концов они сказали Харидасу Тхакуру: «Если ты не умрёшь, то нас убьют». Тогда Харидас Тхакур явил лилу, в которой потерял сознание, создав впечатление, будто жизненный воздух покинул его. Считая, что его тело не подходит для захоронения [что благоприятно для мусульман] или даже для сожжения, он был брошен в Гангу [это считается неблагоприятно в мусульманской традиции]. Он доплыл до другого берега Ганги, Шантипура, и снова начал воспевать харинам. Когда солдаты увидели, что он поёт и гуляет по другому берегу, они испугались и поняли, что он настоящий святой, и попросили у него прощения.

Цена подражания

   Однажды заклинатель змей воспевал игры Кришны, заставляя змею танцевать под свою мелодию. Услышав кришна-лила киртан, в сердце Харидаса Тхакура проявились экстатические признаки любви к Кришне, он исполнился кришна-премой. Увидев это, один брахман-притворщик также начал проявлять [подражать] такие симптомы, что, в свою очередь, разозлило заклинателя змей, который пошёл и ударил этого человека своей тростью. Люди были поражены. Он ничего не сказал Харидасу Тхакуру, но ударил брахмана-притворщика, потому что в него вошло настроение (авеша) змеи.

Команда проповеди

  Позже Чайтанья-дев приказал Харидасу Тхакуру и Нитьянанде:

шуно шуно нитйананда, шуно харидас

сарватра амар аджна корохо пракаш

прати гхаре гхаре гийа коро эи бхикша

боло ‘кришна’, бхаджо ‘кришна’, коро кришна-шикша

(«Шри Чайтанья-Бхагавата», Мадхья-кханда, 13.8-9)

 «Слушай, слушай, Нитьянанда! Послушай, Харидас! Распространите Мой приказ повсюду! Идите от дома к дому и просите всех жителей: “Пожалуйста, повторяйте имя Кришны, поклоняйтесь Кришне и учите других следовать наставлениям Кришны”».

Три пьяницы

    Харидас Тхакур был крепким, хорошо сложенным, упитанным и к тому же на 23 года старше Нитьянанды Прабху. Когда они проповедовали повсюду, преданные приветствовали их, а атеисты нападали на них. Когда Джагай и Мадхай набросились на них, Нитьянанда Прабху смог быстро убежать, но для Харидаса Тхакура это оказалось затруднительным, и он расстроился. Когда они вернулись на следующий день, то снова столкнулись с Джагаем и Мадхаем: «Вчера мы прогнали Тебя, и снова Ты вернулся, говоря те же слова?» Когда Джагай и Мадхай снова напали, Харидас Тхакур изо всех сил старался убежать.

   Впоследствии Харидас Тхакур пожаловался Адвайте Ачарье, с которым у него была давняя дружба: «Я не пойду вместе с этим авадхутой [человеком, выходящим за рамки социальных обычаев]. Он может высоко прыгать и быстро бегать, но я не могу. Он очень непостоянен». Тогда Адвайта Ачарья предсказал: «Сегодня ты видел двух пьяниц, завтра ты станешь свидетелем трёх пьяниц, танцующих вместе».

    Таким образом, он предрёк будущие события. Когда они вернулись на третий день, [Мадхай] внезапно ударил Нитьянанду по голове разбитым глиняным горшком. Тем не менее Нитьянанда сказал ему: «Думаешь, что я не дам тебе прему из-за того, что ты ударил меня по голове? Обязательно дам». Тогда поражённые преданные произнесли: «Увы! Увы! (Какая милость!)» Из них двоих Джагай умолял: «Мадхай, хватит бить. Такого милосердного дарителя еще не было и не будет в будущем!» Сказав это, он остановил Мадхая. Эти беспорядки привлекли туда Чайтанью Махапрабху. Он призвал Свою чакру (Сударшану), чтобы покончить с Мадхаем.

Первое столкновение в проповеди

   Нитьянанда Прабху ранее спрашивал Харидаса Тхакура: «Я непостоянен или ваш Прабху чанчала? Он отдает приказы как царь, велит нам ходить и передавать послание всем, если мы не будем следовать Его наставлениям, то будем не правы. Как я могу быть непостоянным? Я думаю, что ваш Прабху такой». Понять такие слова непросто. Оба воспевают славу друг друга, но в вйатирека-бхаве косвенным образом это называется вйадха-стутхи (непрямое прославление).

    Сразу же Нитьянанда Прабху остановил Махапрабху: «Если Ты испытываешь любовь и привязанность  ко Мне, я прошу Тебя сохранить ему жизнь». Махапрабху сказал: «Джагай остановил Мадхая от дальнейшего злодеяния, поэтому я дарую ему милость, но не Мадхаю».

  «Оба являются оскорбителями, – заметил Нитьянанда Прабху. – Так почему же такая несправедливость в раздачи милости?» Тогда Махапрабху сказал Джагаю и Мадхаю: «Если вы пообещаете, что больше не совершите такое оскорбление, я смогу простить вас, в противном случае я убью вас». Затем они коснулись своих ушей обеими руками и сказали: «Никогда больше». Такова роль Харидаса Тхакура и Нитьянанды в первой проповеднической лиле Махапрабху.

Я не достоин

  Позже, приняв санньясу, Махапрабху ушёл вместе с Нитьянандой, Джагаданандой, Дамодарой и Мукундой. В это время Харидас Тхакур молился Джаганнатха-деву и просил разрешения последовать за ними.

  Потом, когда все преданные посетили Махапрабху в Джаганнатха Пури, они предложили свои пранамы Махапрабху в Гамбхире в Радхаканта Матхе, но Харидаса не было видно. Тогда Махапрабху спросил: «каха мора Харидаса – где Мой Харидас?» Харидас находился на дороге, предлагая дандават пранамы Махапрабху издалека. Он сказал: «Я млечха, у меня нет квалификации, приближаться к Махапрабху». Он никогда не подходил близко к Джаганнатха Мандиру.

   Когда преданные организовывали местонахождение Махапрабху, они решили поселить Его в доме Раджагуру Каши Мишры, у которого был большой сад и две комнаты по обе стороны. Махапрабху согласился только при условии, что он будет жить в одной из комнат, называемой «Гамбхира».

Сиддха-бакула

   Махапрабху попросил в Пури комнату в уединённом месте для Харидаса Тхакура и предоставлял его ему, когда тот приходил в Джаганнатха Пури. Раньше оно находилось отдельно, но теперь вам нужно пройти через множество домов, чтобы добраться туда, из-за чего оно кажется дальше, чем есть на самом деле. Харидас оставался там и воспевал Святые Имена. Каждый раз, когда Рупа и Санатана приходили в Джаганнатха Пури, они останавливались у Харидаса Тхакура. Эти двое братьев также не ходили в Джаганнатха Мандир и даже не приближались к нему. Они думали, что слуги Джаганнатхи с важным видом проходят мимо этого места на служение, и было бы оскорблением, если бы их тела случайно коснулись яванов, подобных им [это осквернило бы их, и, таким образом, они не смогли бы служить Господу].

  Однажды в месте Харидаса Тхакура Махапрабху посадил палочку дерева бакула [зубочистку, используемую в служении Джаганнатхе], которая мгновенно превратилась в дерево. Махапрабху устроил это, чтобы все они [Харидас Тхакур, Рупа и Санатана Госвами] могли находиться под тенью дерева и спокойно воспевать харинам. Харидас Тхакур жил в хижине и каждый день сидел в тени дерева бакула и повторял святое имя. Это место сейчас известно как Сиддха-бакула. Махапрабху также организовал для них прасад, и Его севак Говинда каждый день относил его им.

Сладость святого имени

  Однажды по обыкновению Говинда принёс махапрасад, но Харидас сказал: «Вы принесли мне махапрасад, но я не смогу принять его. Однако я также не могу не почтить его». Итак, он предложил пранамы махапрасаду и положил в рот совсем чуть-чуть. Говинда пошёл и сообщил об этом Чайтаньядеву.

   Махапрабху немедленно пришёл к Харидасу и спросил: «Что у тебя за болезнь? Почему ты не принял махапрасад?» Харидас ответил: «Прабху, с моим телом всё в порядке, но мой ум и разум больны. Я не могу поддерживать повторение определённого количества кругов харинамы, то есть я не могу совершать свои три лакха имён каждый день». Махапрабху сказал ему: «Теперь ты находишься на сиддха-авастхе (стадии совершенства), поэтому можешь сократить количество фиксированных кругов». Но он их не уменьшил, почему? Когда человек начинает вкушать сладость Святого Имени, естественным образом он будет воспевать всё больше и больше, он не сможет повторять меньше. Это показал Харидас Тхакур.

Божественный уход Шрилы Харидаса Тхакура

   Харидас Тхакур сказал: «Прабху, я чувствую, что скоро Ты завершишь Свои игры в этом мире, и я не хочу быть свидетелем этого. Поэтому это моя молитва к Твоим лотосным стопам, которую я прошу Тебя исполнить, чтобы я оставил своё тело, положив Твои лотосные стопы к себе на грудь, мои глаза были бы устремлены на твоё лотосное лицо, а мои уста произносили бы Твоё Имя». Махапрабху сказал: «Что это я слышу? Я испытываю счастье, видя Своих преданных. И если ты уйдёшь, я буду очень несчастен». Харидас ответил: «Пожалуйста, Господь, не вводи меня в иллюзию. Для обладателя крор и крор камадхену, в чем потеря в смерти незначительного муравья? У тебя есть миллионы преданных, которые превосходят меня. Я незначителен, что Ты потеряешь, если я уйду?» Так он молился Господу.

   На следующее утро пришёл Махапрабху с преданными и начал нама-санкиртану. Харидас Тхакур также повторял харинама киртан за ними. Он положил стопы Махапрабху себе на грудь, а взгляд Харидаса Тхакура остановился на лотосном лице Господа, и, воспевая Его имена своими устами, он покинул своё тело.

   Затем Чайтанья-дев взял на руки его трансцендентное тело и, совершая киртан, отнёс его на берег океана, поместив в самадхи, и приказал океану в этом месте отступить на длину шести волн. Самадхи возложили на песчаном пляже, но оно не было разрушено или сломано. Сегодня в том самом месте вокруг самадхи стоит здание с комнатами.

   После церемонии самадхи Махапрабху расстелил Свою утарию (верхнюю одежду) и просил прасад у лавочников, говоря:

’харидаса-тхакурера махотсавера таре

прасада магийе бхикша деха ‘та‘ амаре ’

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 11.74)

 «“Я прошу прасад, чтобы провести праздник в честь ухода Харидаса Тхакура, — сказал Господь. —Пожалуйста, дайте Мне милостыню”».

   Те, кто был в Джаганнатха Мандире, знают размер горшков там. Люди предлагали огромные сосуды с махапрасадом. Сварупа Дамодара и другие выдающиеся преданные также собрали и раздавали махапрасад всем, чем удовлетворили их. Даже по сей день, во время титхи церемонии самадхи Харидаса Тхакура, всем, кто приходит туда без приглашения, раздаётся махапрасад. Махапрабху также никого не приглашал на церемонию самадхи Харидаса Тхакура, люди сами приходили, и их кормили махапрасадом; такая практика продолжается и сегодня.

Уникальное благословение Махапрабху

   Махапрабху дал благословение: «Кто, получил даршан Харидаса Тхакура, принял участие в киртанах во время его самадхи, кто предложил его самадхи песок или принимал по этому случаю махапрасад, — все быстро достигнут Вайкунтхи и Кришны. Такова слава Харидаса!»

   Далее Махапрабху сказал:

крипа кари кришна море дийачила санга

сватантра кришнера иччха, — каила санга-бханга

 

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 11.94)

 «По благосклонности Кришны я получил его общение, и только по милости Господа я теперь лишился его. Моя неудача, что я потерял общение с ним».

харидаса ачила притхивира широмани

таха вина ратна-шунйа ха-ила медини

 

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 11.97)

 «Харидас Тхакур был драгоценным камнем в короне на голове этого мира; теперь без него этот мир лишён своей драгоценности».

  Сейчас, когда он ушёл, мир потерял драгоценный камень. Это слова Махапрабху. Такова слава вайшнавов. В нём никогда не проявлялись гордость и эго. Он всегда был смиреннее травинки, тринад апи.

Даршан вайшнава очищает

  Чайтанья-дев ходил к океану, чтобы совершать ежедневное омовение, а оттуда обязательно отправлялся навестить Харидаса Тхакура. Какое учение Он дал через эту лилу? Если бы он принимал омовение после даршана Харидаса Тхакура, тогда [люди говорили бы, что] Он совершает омовение, чтобы очиститься после встречи с Харидасом. Таким образом, он сначала омывался, а затем давал даршан Харидасу Тхакуру. Зачем? Потому что «кшане кшане карата коти ганга снана — каждый момент Харидас омывался в крорах ганги», всегда воспевая имена Господа.

  Он независимый вайшнав. Поэтому я молю его о милости. Он стал ачарьей юга-дхарма харинама санкиртаны. Поэтому его называют Намачарья Харидас Тхакур. Кришнадас Кавираджа Госвами сказал:

намами харидасам там

чайтаньям там ча тат-прабхум

самстхитам апи йан-муртим

сванке критва нанарта йах

 

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 11.97)

 

«Я предлагаю свои почтительные поклоны Харидасу Тхакуру и его господину Шри Чайтанье Махапрабху, который взял Харидаса Тхакура на руки и танцевал с ним».

 

69 Кол-во Просм

Комментарии закрыты.