• Подпишитесь на нашу рассылку

  • ВИДЕО ДАРШАНЫ ШРИЛЫ БХАРАТИ МАХАРАДЖА

Почему распадаются браки

Опубликовано: Май - 30 - 2020

Почему распадаются браки

   [Ниже приводится выдержка из бхава-анувады катхи, произнесённой Шрилой Бхакти Вигьяной Бхарати Госвами Махараджем 8 июня 2016 г. и 4 декабря 2016 г. Правка редакторов: дополнительный текст был включен в квадратные скобки для облегчения понимания контекста.]

Развод – следствие отсутствия веры в священные писания

    Люди этого мира называют брак «вивахой», однако фактический [ведический] термин «шубха-виваха» (благоприятная женитьба). Среди десяти видов ведических обрядов (даша видхи самскар) виваха первая. Проведение ведических обрядов само по себе не является браком. Настоящая цель состоит в том, чтобы два человека обязались жить вместе для взаимной помощи и поддержки друг друга в практике следования религиозным принципам.

    Существует различие в том, как мы объясняем [понятие] женитьбы; в нашем случае, согласно [ведам], человек принимает саха-дхармини, или того, кто сотрудничает с ним в следовании дхарме, защищая друг друга от падения [на пути праведности]. Что касается санкалпы (торжественной клятвы), то совершение пани-грахан самскары проводится в присутствии Шалиграмы, Агни [огня], брахманов и родственников.

    Почему их всех приглашают [на церемонию бракосочетания]? Чтобы в их присутствии дать торжественную клятву, что будете старательно выполнять принимаемые обеты. Приглашение всех их — не просто часть ритуала, а клятвенное обещание, что я буду выполнять свои обязательства. Это виваха самскара.

   Прежде чем взять руку супруги, муж говорит: «Я прощаю твои сто [бесчисленных] оскорблений», а жена отвечает: «йадришам хридайям тасйа, тадришам хридайям мама — пусть моё сердце станет единым с твоим». Затем вокруг их рук завязывается священная нить. Тем не менее, кто хочет понять значение всего этого? В наши дни священник связывает нить и всё. Во время связывания рук нитью на самом деле следует произнести: «Как Нараяна с Лакшми, Шива с Парвати, Равана с Мандодари …»; узел затягивается при произнесении каждого имени, а затем завязывается нить. Вместе с этим пара должна обойти священный огонь семь раз, что указывает на то, что отношения заключаются на семь жизней, а не на день.

  В наше время такое понимание исчезает. На церемонии бракосочетания больше внимания уделяется еде и напиткам, чем обетам. Я видел, как люди говорили: «Пандитаджи, поторопись с обрядом, еда стынет». Не так должно быть. Это не легкомысленный вопрос.

   Пожалуйста, помните об этом, такова моя единственная просьба. По крайней мере, попытайтесь помнить свою санкалпу. Санкалпа не должна быть поверхностной. Все это существует только для того, чтобы заставить вас правильно выполнять свой долг. Только если ему следовать по-настоящему, это можно назвать шубха-вивахой.

Годовщина: день памятования торжественной клятвы

  Тот, кто действительно верит в эту церемонию, каждый год отмечает годовщину свадьбы, чтобы вспомнить торжественное обещание. Благодаря памятованию об этом, любовь к друг другу будет расти. Санкалпа предназначена не только для этой жизни, но и для следующих: «на ча джанма джанмантаре ва — мы не расстанемся друг с другом даже в следующем рождении». Такая берётся санкалпа.

   Некоторые празднуют 25, 50 или 75 лет. Я сам видел это, когда мы ездили собирать пожертвование в дом судьи Лалит Боссе. Он отмечал 50 лет годовщины свадьбы. В священных писаниях упоминается, что, как вы празднуете свой день рождения, так же необходимо отмечать ежегодно годовщину свадьбы, это называется санкалпа дивас. Хорошо, что вы празднуете такие дни. Однако вам следует помнить своё торжественное обещание: какие обязательства я принял в день свадьбы. Каждый год [на годовщину] нужно напоминать себе о торжественной клятве, которую вы дали.

   В какой степени человек напоминает себе о санкалпе, в такой он желает сохранить отношения. [В наши дни] Если [первые] отношения рушатся, то женятся вновь. Однако самбандха не возникает [даже в новых взаимоотношениях]. Если человек верит в наставления писаний, такой ситуации не возникнет. В нашем детстве мы никогда не слышали о разводе.

  Прежде чем совершать какие-либо действия, нужно дать санкалпу. Ещё до огненного жертвоприношения (ягьи) нужно принять санкалпу. Прежде чем начать совершать парикраму нужно дать клятву, а затем соблюдать её. Каждый, кто сначала принимает санкалпу, замечает, что памятование [следовательно, твёрдое намерение соблюдать обет] с каждым годом возрастает, оно будет расти всегда и никогда не уменьшится.

Сила следования дхарме

    Была одна женщина по имени Дигдха. Ее муж заболел проказой, несмотря на это, она посетила все святые места, неся его на спине. Целомудрие обладает такой силой. Однажды, увидев проститутку, её муж привлекся ей, и в результате он отказался от еды. Жена утешала мужа: «Почему ты постишься?» Тогда [понимая ситуацию] жена пошла к этой проститутке и начала служить ей, размазывая коровий навоз и подметая пол. Проститутка была потрясена, увидев уважаемую женщину [принадлежащую к касте брахманов], занимающуюся столь низким служением. Жена брахмана сказала: «Я прошу вашей милости. [Пожалуйста, удовлетворите моего мужа]». В ответ проститутка сказала: «Я принимаю только окружение царя и не занимаюсь обычными мужчинами. Однако я поражена вашим служением, вы можете попросить своего мужа прийти ко мне завтра. Я заранее откажусь от других клиентов, поэтому никого не будет». Когда брахман прибыл к ней на следующий день, проститутка предложила ему два места. На одном был изысканный ковер с тарелкой и сосудами для питья, выполненными из золота и наполненными мясом и алкогольными напитками. В другом месте она постелила коврик из куша, поставила сосуд с водой Ганги и тарелку с туласи, фруктами и сладостями. Затем она произнесла: «О, брахман, будь милостив ко мне и прими что-нибудь». Согласно своему воспитанию, брахман сел на коврик из куша, сделал ачаман, используя воду Ганги. Он не подошел к дорогому ковру и золотой посуде. Тогда проститутка сказала: «Брахман, ты пришёл не ко мне [указывая на дорогой ковер, который представлял её]. Это моя сварупа, а это сварупа твоей жены [коврик из куша олицетворяет твою саха-дхармини]». Таким образом, брахман покинул это место.

    Когда он возвращался из дома проститутки на спине своей жены, его нога коснулась Мандуки Риши [сноска 1]. [Возмущённый этим] Риши проклял его: «Тот, чья нога коснулась меня, умрёт к восходу солнца». Когда брахмани услышала это, она сказала Риши: «Это моя вина, так как я несу его, почему он должен быть проклят вместо меня?» Например, в случае автомобильной аварии виноват водитель, а не пассажиры. Затем Риши ответил: «Я не могу вернуть свои слова». Брахмани произнесла: «Если мой муж умрет на рассвете, я провозглашаю, что солнце вообще не взойдет». Поэтому солнце не всходило. Таково было могущество брахмани, обретённое в результате следования дхарме. После чего Брахма, Вишну и Махеша подошли к Анусуе (жене Атри Риши, чтобы она попросила брахмани разрешить солнцу взойти. Однако брахмани утвердительно ответила: «Это невозможно. Как я могу стерпеть наказание безупречного человека?» Но Анусуя заверила её: «Слова Риши не могут быть напрасными, однако, как только ваш муж умрёт, он сразу же вернётся к жизни, так быстро, что вы даже не заметите». Как только взошло солнце, брахман умер и сразу ожил. Кроме того, у него больше не было проказы. В целомудрии женщины так много силы.

    Эта [лила] находится в бхакти-марге (линии преданности), о ней упоминается в «Шри Чайтанья-чаритамрите», Антья-лила 20.57:

 

куш̣т̣хӣ-випрера раман̣ӣ, пативрата̄-ш́ироман̣и,
пати ла̄ги’ каила̄ веш́йа̄ра сева̄

стамбхила сурьера гати, джийаила мрита пати,

туста кайла мукхья тина-дева

 

«Жена брахмана, страдающего проказой, проявила себя как лучшая среди всех целомудренных женщин, служа проститутке, чтобы удовлетворить своего мужа. Таким образом, она остановила движение солнца, вернула своего мёртвого мужа к жизни и удовлетворила трёх главных богов [Брахму, Вишну и Махешвару]».

Сила ништхи

   Вы слышали о Савитри и Сатьяване?

  Савитри была принцессой (раджаканья), а Сатьяван был принцем (раджапутра). Однако по воле провидения отец Сатьявана потерял своё царство и ослеп. Таким образом, Сатьяван бродил по лесу со своими родителями.

  Савитри было предсказано, что её муж умрёт в определённую амавасью [новолуние]. Она известна как Савитри-амавасья. Она помнила об этом и в тот день получила разрешение от своей свекрови сопровождать мужа в лес. Как и было суждено, Сатьяван оставил своё тело в джунглях, и сразу же Ямараджа пришёл забрать его душу. Обычно приходят Ямадуты, чтобы забрать душу, но к великим, благочестивым личностям является сам Ямараджа, чтобы забрать их. Савитри последовала за мужем. Ямараджа пытался отговорить её, но она была непреклонна. Савитри продолжала беседовать с ним. В конце концов Ямараджа велел ей попросить у него благословение, и она молвила: «Благословите меня на сотню сыновей». Он согласился, дал ей благословение и продолжил двигаться дальше. Тогда Савитри сказала: «Вы Дхармараджа, а учите пути адхармы (безбожия)? Если моего мужа нет, как я могу родить сыновей?» Таким образом, Ямараджа оказался связанным своим благословением и наградил Сатьявана продолжительностью жизни в пятьсот лет.

   Суть этой истории в силе ништхи (непреклонной решимости) Савитри. Поэтому те, кто твёрдо верит в наставления священных писаний, обретут соответствующие плоды; в их словах есть сила, и шастры подтверждают этот факт.

 

Сноска 1

   [Это было сказано Шрилой Махараджем во время даршана, однако, для поддержания правильной последовательности, следующая выдержка была добавлена в качестве сноски]

  Мандука Риши был наказан умереть, пронзённый копьём. В результате он проклял Ямараджу, потому что это наказание было назначено ему как реакция на грех, который он совершил будучи пятилетним ребенком. Он пронзил мотылька травинкой и привязал веревку вокруг спины, чтобы тот летал вокруг неё.

  Как пришло наказание Ямараджи? Люди пожаловались царю на частые случаи воровства в их деревне. Поэтому царь приказал своим солдатам, что, если они не смогут поймать виновных в течение недели, стоимость украденного будет вычтена из их зарплаты. Позже, чтобы спастись от солдат, воры спрятали украденные вещи в жилище Мандуки Риши и сели там, изображая из себя святых. Таким образом солдаты схватили воров вместе с Мандукой Риши, считая его также вором, и царь приказал пронзить всех преступников копьём.

 

144 Кол-во Просм

Комментарии закрыты.