• Подпишитесь на нашу рассылку

  • ВИДЕО ДАРШАНЫ ШРИЛЫ БХАРАТИ МАХАРАДЖА

Авирбхава Ваманадева

Опубликовано: Сентябрь - 9 - 2019

Авирбхава Ваманадева

 [Ниже приводится выдержка из бхава-анувады катхи Шрилы Бхакти Вигьяны Бхарати Госвами Махараджа, произнесённая 13 сентября 2016 г. Редакторская поправка: дополнительный текст был включён в квадратные скобки для облегчения понимания контекста.]

  Сегодня особенный день – явления Ваманадева. Для тех, кто соблюдает Чатурмасья-врату, сегодня также особые титхи, известные как парша-паривартана. Бхагаван, который отдыхал лицом на север, сегодня повернулся на другую сторону, обратившись к югу. Существует восемь маха-двадашей: Джая, Виджая, Джаянти, Папамочани, Пакшавардхини, Вьянджули, Бхаими и Пашанкуша. Нет строгого правила, что все восемь будут являться каждый год. Однако если они все приходятся на один год, то снова такое происходит только через восемь лет. Сегодня ещё одно особенное событие – авирбхава титхи Шрилы Дживы Госвами, который является самым молодым среди Шад-Госвами. В этот день так много титх.

  Бхагаван говорит в «Гите» (4.8):

паритраная садхунам

винашайа ча душкртам

дхарма-самстхапанартхайа

самбхавами юге юге

 

«Чтобы освободить праведников и уничтожить злодеев, а также восстановить устои религии, Я Сам являюсь из века в век».

Освобождение особого вида

  Шрила Джаядева Госвами пел: «кеш́ава дхр̣тамӣнаш́арӣра, кеш́ава дхр̣такӯрмаш́арира джайа джагадӣш́а харе – Бхагаван является в форме рыбы, черепахи, вепря и так далее». Но [определённые] воплощения Бхагавана, такие как Вараха, Курма и Матсья, не так важны, как Ваманадева и Нрисимхадева. Почему Их воплощения более значимы? Потому что паритрана (освобождение) бывает разных видов, и тот тип паритраны, который приносит пользу другим [в большей степени], перечислен отдельно. Во всех воплощениях есть освобождение праведников, но в воплощениях, подобных Ваманадеву и Нрисимхадеву, также есть особое паритрана, этого не было у Парашурамы.

Обман Бхагаванатоже Его милость

  В истории с Ваманадевом, когда Бали Махарадж покорил все три мира и захватил трон Индры, превратив его в нищего, мать Индры Адити взмолилась Кашьяпе о восстановлении её сына как царя небес. У Кашьяпы было две жены: Адити и Дити. Все сыновья Адити были полубогами, а все сыновья Дити – демонами. [По наставлениям Кашьяпы] Адити совершила суровые аскезы, и Бхагаван милостиво явился в качестве её сына Ваманадева, который был младшим братом Индры, поэтому Его также называют Упендрой. [Поскольку в этом воплощении Индра и Бали принадлежали к одной семье и были связаны с Бхагаваном, Он решил обмануть, перехитрить Бали, чтобы вернуть трон Индре.] Именно поэтому использовался термин «чхалайаси», означающий обман [чхалайаси викраман̣е балим адбхута-ва̄мана – о Господь Хари, принявший форму карлика-брахмана! Слава Тебе! О удивительный карлик, Своими безмерными шагами Ты перехитрил царя Бали]. Обман Бхагавана также является Его лилой. [В Нём нет недостатка. Вся Его деятельность полна сострадания.] Так же как леденцы, независимо от того, с какой стороны вы их попробуете, будут одинаковыми, разницы не будет. Однако не все это понимают.

Только три шага земли

 Бали Махарадж уже покорил Сваргу и Паталу. Чтобы завоевать все оставшиеся места четырнадцати планетных систем, он совершал огненное жертвоприношение (ягью) для удовлетворения ягья-пати Бхагавана. Шукрачарья, духовный учитель демонов, был главным жрецом ягьи. Ваманадева явился в месте огненного жертвоприношения в виде карлика-брахмана (брахма-бату), держа посох, кувшин с водой, зонтик, и обутый в деревянные сандалии. Бали Махарадж приветствовал Его и сказал: «Вы, брахман-бату, пришли сюда, чтобы о чём-то меня попросить. Чего Вы желаете?» Ваманадева ответил: «Я прошу у тебя о трёх  шагах земли. Я хочу идти по пути вечного блага (нивритти-марга), а не по пути чувственного наслаждения (правритти-марга)».

  На это Бали Махарадж с улыбкой сказал: «Ваш разум такой же, как рост, карликовый. Будете ли Вы просить милостыню у других людей после того, как примете её от меня? Я могу дать Вам всё. Чего Вы желаете? Хотели бы Вы жениться на брахмани? Или получить десять деревень для содержания семьи?» Ваманадева ответил: «Нет, я дал обет совершать аскезы. Поэтому всё, что превышает три шага земли, обратит Мой разум к чувственным наслаждениям». Бали Махарадж просил: «Пожалуйста, пересмотрите Вашу просьбу». Ваманадева продолжал: «Я сказал это только после того, как хорошо обдумал».

Предложение себя

  Затем Шукрачарья сказал Бали Махараджу: «Он не бату (карлик), Он Бхагаван. Под предлогом просьбы в три шага земли Он заберет всё. Тогда где ты будешь жить?» Услышав это, Бали Махарадж подумал: «Если Он Сам Бхагаван, даже не предлагая Ему ничего, Он всё равно может забрать у меня всё. Поэтому мне лучше предложить подаяние и занять положение жертвователя». Как только Бали Махарадж сообщил о своём решении, Ваманадева (приняв очень большую форму) Своим первым шагом покрыл всю Сварга-локу (высшие планеты) и Своим вторым шагом – весь оставшийся мир, а затем спросил Бали Махараджа: «Куда Мне сделать третий шаг? Ты связан своим обещанием, поэтому должен сдержать своё слово». Бали Махарадж, опасаясь своего поражения, посмотрел на свою жену Виндхьявали, которая подсказала, что он должен делать, коснувшись своей головы: «Вы отдали всё свое материальное имущество, но не самого себя!» Затем Бали Махарадж предложил свою голову, сказав Ваманадеву: «Вы можете поставить Свою стопу [сделать следующий шаг] на мою голову». Затем Ваманадев проявил третью ногу из Своего лотосного пупка и поставил её на голову Бали Махараджа.

Смена ролей

  Ваманадева добавил: «До сих пор ты был жертвователем, а Я – принимающим. Теперь Я – дающий, а ты – принимающий». Глупая армия Бали Махараджа была готова к битве. Бали Махарадж приказал: «тасмат калам пратикшадхвам – пожалуйста, подождите, сейчас [ситуация] не в нашу пользу». Но, исполненная чувством долга, его армия начала сражаться. Иногда даже премьер-министр должен подчиняться указаниям своих телохранителей или сотрудников службы безопасности. Почему умер Раджив Ганди? Хотя он ещё не был премьер-министром, он уже находился под охраной. [Он отправился в Южную Индию, Тамил Наду, для проведения предвыборной кампании.] Тем не менее он отказался прислушиваться к инструкциям своей охраны и пошёл встречать людей на митингах, в результате чего был убит. Если бы он придерживался советов своего телохранителя, его жизнь была бы сохранена. Это древний закон для главы любого государства – следовать наставлениям сотрудников службы безопасности.

  Когда армия Бали Махараджа увидела, что он связан верёвками Варуны [бабандха варунаих пашаир – окован верёвками Варуны («Шримад-Бхагаватам», 8.21.26)], что она могла сделать? Ваманадева произнёс: «Теперь Я – донор, а ты – получатель. Я дам тебе всё, чего бы ты ни попросил». Молил ли Бали Махарадж об утерянном царстве? Посоветовала ли ему жена что-то попросить? Нет. Но его сестра, Ратнавали, впервые увидев Ваманадева, сказала, что если бы этот прекрасный юноша был её сыном, она бы взяла Его на колени и кормила грудью. Однако позже, после того как Ваманадева отнял всё у её брата, она произнесла: «Если бы Он стал моим сыном, я бы отравила и убила Его». Вот почему позже она явилась, как Путана. Таковы лилы Бхагавана, они безграничны.

Разные перспективы

  Таким образом, когда Бали Махарадж был связан, он молился: «Ваманадева! Пусть Твои дарущие смирение лотосные стопы, которые Ты поставил мне на голову, всегда остаются там. Не забирай Их обратно». Эту лилу Бхагавана можно посмотреть с двух разных сторон: с точки зрения карма-канди и гьяна-канди, и с другой – преданности. Преданные понимают, что Бали Махарадж полностью предался Бхагавану и хотел доставить Ему удовольствие, в то время как карми считают, что Бали Махарадж предложил пожертвование сверх своих возможностей и поэтому был связан. Они даже сочинили шлоку по этому поводу:

ати дарпе хата ланка

ати мане ча каурава

ати дане бали бадхха

ати сарбатра гархитам

«Излишняя гордость разрушила золотое царство Раваны; чрезмерное чувство величия сгубило Кауравов, сыновей Дхритараштры; а излишняя благотворительность Бали привела его к тому, что он был связан. Так много всего плохого». 

  Из-за своей гордости Равана потерял Ланку. Дурьодхана, который жаждал славы и почести, считал себя великой личностью, в конце концов, столкнулся с дурной судьбой.

Не просто следуйте, понимайте суть

  Итак, Бали Махарадж сначала сказал Ваманадеву: «Оставь Свою третью стопу на моей голове», а затем попросил о втором благословении: «Пожалуйста, не убирай Её».

   Когда Бхагаван вернулся в дхаму? [Лакшми деви явилась как брахмани, называя Бали своим братом, попросила Бали вернуть Ваманадева и после этого завязала ракша сутру (амулет в форме нитки) на руке Бали.] Поэтому, когда вы будете праздновать ракша бандхан[i], в ракша бандхан мантре упоминается имя Бали: йена бандхо бали раджа, девендра махабала.

  Мы просто следуем [как обычаю] тому, что происходит в парампаре, но если мы практично подойдём к обучению, тогда всё становится ясным и значимым. Итак, три стопы Бхагавана [в трёх Его проявлениях] – одна [находится] с Бали Махараджем на Паталалоке, другая – на Кшира-сагаре и последняя – на Вайкунтхе.

  В наше время никто не следует всему этому. Даже мать не знает о титхи рождения своего сына, она просто ссылается на дату в английском [солнечном] календаре, тогда как мы ссылаемся на титхи [лунный календарь]. Мы определяем титхи на основе панчанги [ведический лунный календарь]. Панчанга составлена с учётом пяти составляющих: титхи, накшатра, карана, йога и вара.

Разные вычисления

  Итак, сегодня Вамана Двадаши  – день явления Ваманадева. Но иногда существует разница во мнениях о Двадаши титхи. Существует 8 махадвадаши: Джая, Виджая, Джаянти, Папамочани, Трисприша, Вьянджули, Паршва и Бхаими, – все они маха-двадаши. Вайшнавские вычисления титхи отличаются от [подсчётов] смартов, поэтому Экадаши могут приходиться на разные дни. Некоторые соблюдают Дашами-виддхи Экадаши [совмещение Дашами и Экадаши титхи, иными словами, вайшнавы не считают Экадаши чистым, если Экадаши титхи не на арунодая (не чист)]. Когда мать Дурьодханы, Гандхари, спросила Юдхиштхиру Махараджа, почему её дети умерли раньше её, он ответил, что если кто-то соблюдает Дашама-виддха Экадаши, ему придётся страдать от разлуки со своим сыном (путра-шокой).

[i]  В этот день сёстры надевают своим братьям на руку священные повязки (называемые «ракха»), призванные защитить их от злых сил, а юноша, в свою очередь, дарит своей сестре подарок и обязуется до конца жизни защищать её и покровительствовать ей. В завершении церемонии брат и сестра дают друг другу различные сладости. В этот же день брахманы меняют свой священный брахманский шнур на новый.

 

61 Кол-во Просм

Комментарии закрыты.