• Подпишитесь на нашу рассылку

  • ВИДЕО ДАРШАНЫ ШРИЛЫ БХАРАТИ МАХАРАДЖА

1338392801_kratkoe-zhizneopisanie-b_2

Краткое жизнеописание

Шрилы Бхакти Вигьян Бхарати Госвами Махараджа

(Рассказал Шрипад Дамодар Махарадж – личный севак Шрилы Бхарати Махараджа

и ученик Шрилы Бхакти Валлабхи Тиртхи Махараджа).

 

  Шрила Бхакти Вигьяна Бхарати Махарадж родился в округе Сидха Бакул в западной Бенгалии. Его отца зовут Ванамали дас Чакраварти. Он родился в брахманической семье 21 июля 1926 года, в день Шаяна экадаши, когда начинается чатурмасья, это день, когда Господь засыпает в йога-нидре.

  Родители назвали его Нароттам и затем парам–гурудев (Шрила Бхакти Даита Мадхава Махарадж) во время посвящения дал ему имя Нароттам дас брахмачари. Позднее, после принятия санньсы в 1962 году, он стал Шрилой Бхакти Вигьяной Бхарати Госвами Махараджем.

  Ещё в юношестве он стал общаться с преданными из гаудия-матха. Так как он был из семьи брахмана, у него в сердце были определённые саттвические ограничения, своего рода узлы, брахманические комплексы. Шрила Махарадж рассказывал, что от общения с его гурудевом узлы в сердце постепенно расплелись. В «Бхагаватам» сказано: (шлока) «общение с чистыми преданными устраняет из сердца всё неблагоприятное, все сомнения в вашем уме рассеваются». Также очень легко уничтожается привязанность к семье и временным семейным традициям.Шрила Бхарати Махарадж рассказывал, что, когда он приходил в матх, и ему предлагали принять чаринамриту от вайшнавов, не родившихся в семье брахманов, он думал: «Как я могу принять такую чаринамриту? Я же из семьи брахманов». По этой причине он долгое время не принимал чаринамриту и прасад в матхе, но всё же регулярно приходил в него, поскольку в его семье было традиционным и естественным служение вайшнавам. В матхе он много общался со всеми учениками Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады, со многими у него были очень близкие отношения и сердечное общение.

  Во славу нашего парам-гурудева Шрила Бхарати Махарадж рассказал один интересный случай, произошедший в Шьямананда Гаудия Матхе в Индрапуре. Однажды один нехороший человек забрал все драгоценности Божеств. Согласно вайшнавскому этикету есть обстоятельства, при которых вайшнав имеет право разгневаться. Праведный гнев не противоречит шастрам. И в этой ситуации наш парам-гурудев имел полное право разозлиться на этого человека, но всегда, в любых обстоятельствах он оставался очень спокойным и умиротворённым. Эти качества очень привлекли Шрилу Бхарати Махараджа. Это одно из первых качеств бхавы (кшантир), которое можно обнаружить у очень возвышенных преданных. После даршана парам-гурудева Шрила Махарадж немедленно принял у него прибежище, получив харинаму и дикшу. Он обнаружил все признаки бхавы у парам-гурудева.

  Когда Шрила Махарадж приехал совершать враджамандалу-парикраму, Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж и Шрила Кешава Госвами Махардж рекомендовали ему стать хорошим слушателем. Они сказали: «Если ты хочешь узнать что-то о Шри Кришне, вначале ты должен развить в себе качества подлинного слушателя хари-катхи». Мы должны слушать хари-катху всё больше и больше и активно развивать в себе дух вайшнава-севы. Шрила Бхарати Махарадж серьёзно служил всем вайшнавам. Даже самые дорогие ученики Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады говорили, что Нароттам дас брахмачари обладает идеальным характером, что он великая личность. Его признавали и им восхищались даже возвышенные ученики Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады. С самого детства он был очень спокойным и имел очень покладистый характер. У него никогда не было материальных желаний.

  Все храмы Шри Чайтанья Гаудия Матха построены под его руководством, т.к. по образованию он инженер. Шрила Бхарати Махарадж никогда не тратил впустую ни одного кусочка материала, всё использовал для строительства.

  Одно из его удивительных качеств состоит в том, что он сердцем чувствует каждого брахмачари в матхе, они являются как бы продолжением его собственного тела. Обычно мы чувствуем себя принадлежащими к какой-то организации, но его восприятие не такое. Воистину в его удивительной личности воплощена сама духовная организация. Наш парам-гурудев основал Чайтанья Гаудия Матх на могучих плечах таких великих личностей, как Шрила Бхакти Вигьяна Бхарати Махарадж, Шрила Бхакти Валлабха Тиртха Махарадж, Шрила Бхакти Прасад Пури Махарадж, он сделал их опорами этого Матха. Шрила Бхарати Махарадж – это сам матх, всё, что предлагают ему, он использует совершенно правильным и рациональным образом. Если мы со своей стороны предлагаем ему что-то, то это будет самым правильным. Он никогда не использует подношение для себя, всё, что к нему приходит, он отдает туда, где в этом есть нужда. Шрила Махарадж чувствует себя счастливым, когда видит, что кто-то принимает от него подношения и дары, как будто бы он сам пользуется этим. Всё так происходит потому, что он ощущает всех окружающих его преданных, как часть его самого. Очень большая любовь и забота о вайшнавах живёт в его прекрасном сердце, эти замечательные качества присущи ему с самого детства. У него очень сладкий и мягкий характер.

  Шрила Бхарати Махарадж происходит из очень богатой семьи, он решительно оставил её и присоединился к гаудияматху. С тех пор он не поддерживал с родственниками никаких связей. Ушёл – как отрезал. Они даже приходили к нему в матх и просили вернуться, но он отказался. С тех пор он полностью посвятил себя шри гуру и вайшнавам.

  Больше всего Шрила Бхарати Махарадж подчёркивает необходимость воспевания святых имён Кришны и говорит о большой значимости вайшнава-севы, именно это он и делает всю свою жизнь. Он везде и всегда служил всем вайшнавам. Раньше он много путешествовал, однако сейчас, с возрастом, ему не удаётся делать это так же интенсивно. Кто бы его ни приглашал к себе, он никогда не отказывает им, даже если его здоровье не позволяет путешествовать, он принимает приглашения.

  Шрила Махарадж никогда не ранит своим поведением, ни одного преданного (ниндадишунйа), он всегда видит всех слугами Всевышнего Господа. Если кому-то требуется содействие и руководство, он, без сомнения, всегда поможет. Если он видит, что кто-то старше и достоин уважения, то в соответствии с уровнем этого преданного всегда должным образом почитает его. Он никогда не занимается критикой в чью-либо сторону, он просто занимается своим бхаджаном. Если вы остаётесь с кем-то на долгое время, то обычно обнаруживаете в этом человеке что-то такое, что вам не понравиться, что вам будет не по душе. В общении со Шрилой Бхарати Махараджем всё по-другому. Его всегда можно видить блаженным в любой ситуации.

  Однажды мы были в Панджабе, мы жили там три дня очень жарким летом. Генератор не работал, и поэтому не было электричества. В комнате Шрилы Махараджа было всё закрыто, вентилятор не работал, и при этом множество людей постоянно приходили в эту душную комнатку, чтобы получить его даршан. Я мог видеть, что ему очень тяжело, что он очень устал, но он сказал: «Это всё милость Кришны». Для меня это было невыносимо тяжело, но он стойко и терпеливо выносил это целых три дня. Люди, которые раньше служили Шриле Махараджу, рассказывали мне, что если ему приносили прасад позже обеденного времени, он никогда ничего не говорил в упрёк, он всё принимал.

  Однажды мы с ним поехали в Пуну, чтобы сделать ему очки. Я заставил его сидеть в магазине, где мы выбирали ему оправу. Хотелось подобрать такую оправу, чтобы она смотрелась хорошо. Он тут же разозлился и сказал: «Пойдем! Для меня любая сгодиться. Так или иначе это тело однажды развалится. Зачем вы его собираетесь украшать!? Всё, что необходимо для тела, нужно использовать, но ничего для наслаждения».

  В нём проявлены все качества истинного садху, объяснение которых содержится в «Шримад-Бхагватам». У него совершенно нет никаких врагов. Подобно Махараджу Юдхишдхире, который никого не считал своими врагами, несмотря на то, что многие думали о нём как о враге. Юдхиштхира Махарадж сражался в битве на Курукшетре, но при этом в «Махабхарате» сказано, что у него не было никаких врагов, так как он никого не считал таковыми.

  Шрила Бхарати Махарадж встает в 2.30 ночи, Нароттам Прабху (севак Шрилы Бхарати Махараджа) ещё какое-то время спит, а Шрила Махарадж просто сидит и воспевает махамантру. Всё время Шрила Бхарати Махарадж повторяет святое имя Кришны, только когда кто-то приходит, он делает перерыв.

  Он перевёл на хинди «Чайтанья-Чаритамриту» Антья-лилу, и скоро будет готова Мадхья-лила. Шрила Бхарати Махарадж выполняет это важное служение с огромным желанием, т.к. это служение дал ему его гурудев. Он хочет закончить эту севу, прославляющую Шри Чайтанью Махапрабху, до своего ухода из этого мира, такого его желание. Когда он не проповедует, он работает над этим служением по 8-9 часов в день. Нароттам Прабху иногда ругается на Шрилу Махараджа за то, что тот не беспокоится о своём здоровье, но Шрила Бхарати Махарадж отвечает ему: «Я могу уйти в любой момент, поэтому позволь мне закончить это важное служение». Порой так много людей приходит к Шриле Махараджу, но он всё равно продолжает работать над переводом «Чайтанья-Чаритамриты». Два или три месяца он остаётся в Чандигархе ради севы вайшнавашастрам, часто также во время Карттики он погружается в это служение.

  Есть ещё кое-что важное в характере Шрилы Бхарати Махараджа. Ему не нравится идти ни на какие компромиссы в сиддханте. Он очень серьёзный и очень заботиться о чистоте сиддханты. Если ему не нравится что-то в чьей-то речи или характере мысли, он тут же скажет об этом или поправит.

  Он отдыхает очень мало, его доктор говорит ему отдыхать после обеда три или четыре часа, но он обычно отдыхает час или полтора. Ложится спать он в 10 часов вечера, а встает в 2 или в 2.30 утра и после этого уже, как правило, не спит.

  Ему нравится читать газеты. Наш Гурудев (Бхакти Валлабха Тиртха Махарадж) тоже любит читать газеты. Мы подшучиваем между собой иногда в связи с этим: «Если даже брахман зайдёт и оповестит о своём присутствии, то Шрила Махарадж всё равно не обратит на него внимания, если занят чтением. Если Шрила Махарадж читает газеты, то можно всё что угодно вынести из комнаты, он все равно не обратит на это никакого внимания» (преданные смеются).

  Его невозможно боятся, к нему очень легко подойти. Он необычайно великая личность, он полон любви. Если вы не можете есть какую-то пищу, то он позаботится о том, чтобы для вас приготовили то, что вы можете принять, но никогда не оставит никого голодным. Однажды я и ещё четверо брахмачари поехали на проповедь, у нас не было подтверждённых мест, поэтому мы вынуждено пристроились возле туалета на полу. Один из наших санньяси сильно разгневался на нас. Он сказал: «Всё что вы принесли из бхоги не достаточно для того, чтобы накормить всех». После обеда нам просто не дали прасада. Когда Шрила Бхарати Махарадж узнал об этом, он очень строго отчитал этого санньяси и сказал: «Ты стар, а эти четверо юны. Они едут не ради себя, а ради миссии Махапрабху, а ты – часть этой миссии. Ты должен заботиться об организации. Ты должен заботиться о них – поели они или нет. Ты для них как отец. Ты сам ешь, а хочешь, что бы твои дети оставались голодными?! Что произойдет, если ты не поешь один раз прасад, ты умрёшь!?» Он очень разозлился на этого санньяси! Тут же этот махарадж всё понял и пришёл к нам. Он сам дал нам прасад.

  Шрила Бхарати Махарадж не хочет, чтобы кто-то оставался без прасада. Если прасада недостаточно, он даст из своей тарелки, но не позволит, чтобы кто-то оставался голодным. Всё, что у него есть, он всегда всем раздаёт. Если кто-то приносит ему сладости, он с готовностью раздает их другим. Если у него их много, тогда он зовет нас и говорит, чтобы мы ели все вместе. Когда мы принимаем маха-маха-прасад непосредственно возле его стоп, он чувствует себя очень счастливым. Он всегда заботится о брахмачари и о других преданных, которые приезжают издалека.

  Шрила Махарадж очень смиренный. Однажды, когда я делал ему вечером массаж, его стопы были у меня на коленях, и я растирал их. Я держал руку перед его стопой и, сравнивая цвет кожи, сказал ему: «Посмотрите, какая у меня тёмная рука». Тут же он сказал: «В чём польза оттого, что у меня рука золотистого цвета. Маха-майа на меня нападает, я уже почти падший». Он рассказал историю про брахмана, у которого была проказа. Господь Чайтанья Махапрабху излечил его от неё. Брахман сказал, что лучше бы тело у него оставалось некрасивым, с ним легче сохранить своё сознание в безопасности, чтобы майя не влияла.

  Шрила Махарадж необычайно смиренен. Теперь нет никого, кто мог бы сказать что-то против него, но раньше, если кто-то что-то говорил ему, то он никогда не сопротивлялся, всегда соглашался с собственными недостатками. Он просто следует тем путём, которые указали ему великие ученики и спутники Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады.

  Иногда я вижу, что некоторые люди хотят доминировать над ним, а некоторые говорят что-то нехорошее о нём. Но он настолько чист, буквально как золото, что никакая нечистота не может коснуться его. Я так удачлив, что могу быть с ним и служить ему.

  Он никогда никому не отвечает «нет», если кто-то говорит, что хочет быть со Шрилой Махараджем. Всё, что он получает, он использует в служении гуру, вайшнавам и Бхагавану. Даже если Шрила Махарадж говорит весь день, вы не найдете ни одного бесполезного слова. Всё только одна хари-катха. Мы можем говорить хари-катху час, два или три, но остальное время будем говорить всякую чушь. Всё, что не происходит, он связывает с хари-катхой и тут же начинает цитировать писания. Кроме хари-катхи он не говорит ни единого слова, всегда цитирует шастры. Когда в прошлом году его положили в больницу с желтухой, болезнь была такой сильной, что он забыл своё имя, ничего не знал и не помнил. Однако даже в этой ситуации Шрила Махарадж говорил хари-катху. Он забыл даже, как его зовут, но при этом он всегда говорил хари-катху. Этим он доказал, что в конце жизни приходит именно то, о чём вы думали всю свою жизнь. Всю жизнь Шрила Бхарати Махарадж занимался служением вайшнавам, всю жизнь он проповедовал, и поэтому даже в болезненном состоянии он продолжал это делать. Однажды Нароттам разозлился на Бхарати Махараджа, потому что ему уже нужно было отдыхать, но тот продолжать рассказывать хари-катху. И тут Шрила Махарадж сказал одному брахмачари: «Я так много хотел сказать тебе!» – и снова начал рассказывать хари-катху. Тем самым он обхитрил Нароттама. В этом болезненном состоянии он продолжал говорить о Господе Джаганнатхе. Наш парам-гурудев сказал жить ему в Джаганнатха Пури и дал ему комнату. Когда построили новое здание, ему предложили другую комнату, но Шрила Махарадж не захотел туда переезжать, так как его гурудев дал ему именно эту комнату. Когда он болел и ему давали еду, он возмущённо говорил: «Почему вы не предложили это Господу Джаганнатхе?!» После того, как бхогу предложили, ему стали давать прасад в этих же горшочках, но он отвечал: «Как я могу принять прасад из тарелки Господа!?» Его настроение полностью пропитано служением Господу Джаганнатхе и подлинным вайшнавским смирением. Даже в болезни, когда он терял сознание, он помнил о Нём с такой верой, как полагается истинному вайшнаву.

  Его сердце переполнено трансцендентными лилами Шри Кришны. Свой день Шрила Махарадж начинает с того, что вспоминает божественных учеников Шрилы Прабхупады Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Во время утреннего массажа он рассказывает Нароттаму об учениках Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Шрила Махарадж всегда вспоминает возвышенных преданных, находясь в настроении глубокого служения им.

  Ещё одно замечательное качество Шрилы Бхарати Махараджа – отличная память. Если вы спросите у него о какой-то дате, месте, времени, сколько людей было, в чём они были одеты, какие задавали вопросы, каковы были ответы, он расскажет вам все тонкости и детали. У него очень сильная память. Однажды я показал Шриле Бхарати Махараджу видео, на котором было записана инсталляция Божеств в одном из наших храмов. Шрила Бхарати Махарадж был очень счастлив увидеть это. Затем он сказал: «Теперь у вас есть вся аппаратура для записи, это хорошо, потому что у современных людей память очень слабая, никто не может запоминать хари-катху. В наше время ничего такого не было, даже денег на книги не было. Тогда печатали очень мало книг, но даже это мы не могли купить, поскольку для этого не было средств. Теперь у вас есть много книг, и вы можете читать. Все, что я сейчас говорю, я запомнил, слушая учеников Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады. Я просто вновь и вновь вспоминал то, что они рассказывали, и медитировал на это. Все, что вы услышали, вы должны повторять, повторять, повторять именно это твёрдо отпечатывается в памяти».

  Он всегда вспоминает всё, что было им услышано ранее, поэтому он обладает такой сильной памятью. Он помнит все лилы, проходившие с возвышенными учениками Шрилы Прабхупады, каждое их слово, каждую деталь. Наш гурудев (Шрила Бхакти Валлабха Тиртха Махарадж) сказал о Шриле Бхарати Махарадже, что он – энциклопедия философии гаудий. Нет ничего ему не известного, если есть какой-то сложный вопрос, Шрила Бхарати Махарадж всегда даст ответ, нет такого вопроса, на который бы он не нашёл ответ. Для него это очень легко, он просто сидит и говорит. Он очень целеустремлённый, и у него нет ни сомнений, ни каких-то побочных мыслей.

  Он говорит: «Люди думают, что я большой пандит, ученый, но в действительности всё, что я получил – это просто милость возвышенных учеников Шрилы Прабхупады. Я никогда ничего не читал, так как денег на книги не было. Я просто совершал гуру- и вайшнава-севу, а также слушал их хари-катху. Только по милости вайшнавов мы можем получить всё».

Гаура премананде!

Шри Джаганатха Пури-дхама

Январь 2012 год

О жизни и качествах Шрилы Бхакти Вигьяна Бхарати Махараджа

Записано со слов Мадан Гопала даса (Словения).

г.Маяпур, Шри Чайтанья Гаудия Матх, 29 февраля 2012 г.

 

  Он родился в аристократической семье брахманов. Он глубоко знает шастры, и его познания в этой области весьма обширны. Он изучил не только гаудия-грантхи, но многие ведические тексты, при этом воспринимая их целостно, взаимосвязанными и не противоречащими друг другу. С детства следовал всем правилам, принятым в брахманическом обществе.

  Однажды мы спросили его о месте, где он родился. Опустив голову, он молчал минуту. Мы даже не были уверены в том, услышал ли он наш вопрос. Через минуту с глубоким неподдельным смирением он сказал: «Я незначителен». Далее он рассказал, что когда пришёл в Гаудия Матх Шрилы Бхакти Дайита Мадхавы Махараджа, то имел препятствие в бхакти из-за своего брахманического происхождения.

  Есть четыре причины гордости, а гордость – это то, что труднее всего оставить. Несложно оставить грубые желание такие как: наслаждаться противоположным полом, жертвовать деньгами и прочими заметными внешними вещами. Но гордость прячется внутри, и её трудно разглядеть. Это также как человек не видит собственного лица, если нет зеркала. Общение с возвышенными вайшнавами – зеркало, в котором можно разглядеть свою гордость. Есть четыре причины возникновения гордости: 1) богатство; 2) внешняя красота; 3) учёность и 4) аристократическое происхождение или принадлежность к известной семье, роду или династии.

  У Махараджа было препятствие в бхакти из-за брахманического происхождения. Если чаранамриту или прасад раздавал не брахман, он не мог их принять. Чтобы принять их, он был вынужден очищать его прикосновением травинки куша. Когда Шри Шримад Бхакти Дайита Мадхава Махарадж узнал об этом, он распорядился так, чтобы чаранамриту раздавал брахман и для этого был даже назначен один брахмачари-брахман, чтобы специально готовить для Шрилы Бхарати Махараджа (в прошлом его звали Нароттама дас брахмачари).

  Благодаря общению с чистыми преданными это препятствие постепенно ушло. Ему понадобилось десять лет, чтобы избавиться от него.

  Шрила Бхарати Махарадж получил инженерное образование и более двадцати ветвей Гаудия матха (во времена проповеди Шрилы Бхакти Дайита Мадхавы Махараджа) пользовались его служением. Он был архитектором и главным ответственным за стройку. В то время Гаудия матх не нанимал соответствующих специалистов. И это был его один из способов обретения милости вайшнавов.

  Незадолго до своего ухода Шрила Бхакти Дайита Мадхава Махарадж попросил Шрилу Бхакти Валлабху Тиртху Махараджа стать следующим ачарьей Шри Чайтанья Гаудия Матха. Но последний посчитал себя недостойным и попросил назначить ачарьей Шрилу Бхакти Вигьяну Бхарати Махараджа. На эту просьбу Шрила Бхарати Махарадж ответил, что желание их Гурудева в том, чтобы Шрила Бхакти Валлабха Тиртха Махарадж стал ачарьей. С тех пор он считает, что его долг вдохновить преданных на повторение харинамы и служение, а давать дикшу – не его обязанность.

Замечание Мадана Гопала по слушанию хари-катхи:

  – В момент слушания, нужно отдать всё внимание хари-катхе. А не думать о своих вопросах и о том, когда на них дадут ответы. Так как хари-катха – это Сам Кришна. Кришна полон и потому тот, кто внимает хари-катхе, получает полное знание и, как следствие, – ответы на все свои вопросы. Однажды мой Шрила Гурудев (Шри Шримад Бхакти Валлабха Тиртха Махарадж) удивился, что после лекции ему задают вопросы, это значит, что люди невнимательно слушали хари-катху.

  Однажды Шрилу Бхарати Махараджа спросили о том, что лучше: слушать перевод хари-катхи или непосредственно саму хари-катху, даже если она на не знакомом языке. Он ответил, что лучше сидеть прямо перед говорящим и внимательно слушать его.

  Однажды Шрила Бхакти Кумуд Шанта Махарадж ездил проповедовать в западные страны. Но понял, что это не его служение и перестал это делать. Однако, когда он узнал, что там проповедует Шрила Тиртха Махарадж, то стал посылать ищущих преданных запада к нему.

  Шрила Бхакти Валлабха Тиртха Махарадж рассказывал, что Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж просил его помочь ему в проповеди. Но тогда он был вынужден отказаться из-за служения своему Гурудеву. Впоследствии он почувствовал себя плохо от того, что не выполнил просьбу Шрилы Прабхупады и потому решился на международную проповедь. Через пять лет проповеди, он оказался в Томпкинс-сквер-парке, где Шрила Прабхупада начал свою международную проповедь. Он посыпал свою голову пылью с этого места и сказал, что отдал свой долг Шриле Свами Махараджу и прекратил свои путешествия по миру.